Храбро сражались на фронте наши земляки -
---
железнодорожники Калачинской дистанции пути
На фронтах Великой Отечественной войны многие солдаты проявляли героизм. Среди них было немало фронтовиков-железнодорожников, кто демонстрировал не только личную храбрость, но и технические навыки. О них продолжает вести рассказ летописец Калачинской дистанции пути, дежурная по переезду Ольга Поддубикова.
За спасение лошадей
наградили медалью

Хотя отметить Александра Гордеевича было за что: призванный в Красную Армию в мае 1941 года, уже в октябре того же года он участвовал в тяжёлых боях на Западном фронте в качестве наводчика станкового пулемёта. Как правило, оборона стрелковых подразделений строилась вокруг позиций пулемётчиков, которые были главным огневым средством. Для врага же они становились целью номер один, которую фашисты старались подавить всеми средствами – расстреливали из пушек и миномётов, бомбили самолётами, на пулемётчиков охотились снайперы. Неудивительно, что Александр Голованов вскоре получил тяжёлое ранение.
После лечения в госпитале солдата направили в другую часть, воевавшую на Северо-Западном фронте. Его войска начали в мае 1942 года Демянскую наступательную операцию по разгрому окружённой группировки врага. Бои шли кровопролитные, но уничтожить 2-й немецкий армейский корпус, оказавшийся в котле, не удалось. Фашисты наладили снабжение окружённых войск по воздуху, и гитлеровцы удержали город Демянск.
В этих боях Голованов получил второе тяжёлое ранение и снова попал в госпиталь. Лечили несколько месяцев, и на медкомиссии потом врачи долго сомневались, сможет ли он воевать дальше. Пулемётчиком или стрелком – однозначно, нет. Однако комиссовать из армии не могли – ущерба для здоровья маловато.
– Что ещё можете, кроме стрельбы из пулемёта? Чем занимались до войны? – спросили его.
– Я – деревенский, из села Оконешниково Омской области. До армии при конях часто был, – ответил Голованов.
Так и решилась его дальнейшая судьба. Бывшего пулемётчика определили в 888-й дивизионный ветеринарный лазарет 196-й стрелковой дивизии. В этот раз военная судьба забросила солдата на Ленинградский фронт. В составе дивизии он участвовал в боях по снятию блокады и был награждён медалью «За оборону Ленинграда».
В августе 1944 года 196-я дивизия, награждённая орденом Красного Знамени и получившая почётное наименование «Гатчинская», участвовала в боях по освобождению Эстонии. Для бесперебойного снабжения наступавших войск были очень важны транспортные средства, а в стрелковой дивизии того времени это были в основном лошади. Александру Голованову и военно-служащим ветеринарного лазарета приходилось постоянно следить за состоянием коней, вовремя лечить травмы, ранения и болезни.
Особенно тяжело пришлось 6 августа, когда немцы артиллерийскими обстрелами и авиационными налётами старались сдержать наступательный порыв дивизии. Опытный фронтовик Александр Голованов догадывался, по каким ориентирам фашисты бьют в первую очередь, и заставлял коноводов уводить оттуда лошадей. Не всегда это удавалось сделать быстро, и часть животных получила ранения. Голованов, несмотря на вражеский огонь, вовремя оказал им помощь, чем сохранил в строю всех упряжных коней, которые скоро понадобились для развития атаки.
Увидев, что под обстрелом и бомбёжкой врага красноармеец Голованов смог сберечь всех лошадей, и даже те из них, что были ранены, получив своевременную помощь, смогли действовать дальше, командир лазарета представил подчинённого к награждению орденом Славы III степени. Но в канцелярии дивизии посчитали, что медали «За боевые заслуги» солдату ветеринарного лазарета будет более чем достаточно.
Свой орден Александр Голованов получил только после войны. К тому времени, демобилизовавшись, он вернулся домой и в январе 1946 года пришёл работать в Калачинскую дистанцию пути. Трудился путевым обходчиком свыше четверти века. В 1985 году Александр Гордеевич был награждён орденом Отечественной войны I степени.
Медаль «За отвагу»
получить не успел

Николай Захарович работал в дистанции с 1937 года путевым рабочим 7-го околотка. Эта работа была тяжёлой, но помимо физической закалки она дала ему хороший глазомер. Всё это учли, когда в 1942 году железнодорожника призвали в Красную Армию и отправили учиться на миномётчика.
Николай Тетерин освоил специальность наводчика 120-миллиметрового полкового миномёта. Это было сильное и эффективное орудие. Поскольку оно было довольно тяжёлым – почти 300 кг, а с колёсным станком весило вообще полтонны, то кроме наводчика в состав расчёта входили ещё 9 человек во главе с командиром. В походных условиях тяжёлое орудие перевозили на лошадях или автомашинах, а на поле боя его перемещали силами миномётчиков. Вдобавок солдатам надо было перетаскивать и тяжеленный боекомплект.
После обучения миномётчиков направили в 131-ю стрелковую дивизию, которая проходила переформирование в городе Кирове. Здесь распределили по подразделениям, и Николаю Тетерину выпало принять боевое крещение в знаменитом Сталинградском сражении.
Бои были тяжёлые, кровопролитные, войска несли большие потери. Иной раз приходилось сражаться в окружении и вести уличные бои. В сентябре 1942 года дивизию вывели в резерв Ставки Верховного Главнокомандования. Те бойцы, что выжили в сталинградских боях, отдыхали, переводили дух, пока соединение получало пополнение.
А на Ленинградский фронт 131-я стрелковая дивизия попала только в феврале 1943 года, уже после январской операции «Искра», в ходе которой удалось прорвать вражескую блокаду. Но окончательно сняли её лишь в начале следующего года. До этого времени соединение, где служил Николай Захарович, вело бои местного значения, находясь в составе 2-й Ударной армии. В октябре 1943 года наши войска начали скрытно перебрасывать на Ораниенбаумский плацдарм, где враг получил сильный удар.
14 января 1944 года началась Красносельско-Ропшинская наступательная операция. Против 2-й Ударной армии оборонялись несколько соединений эсэсовцев, но красноармейцы сумели потеснить врага.
В боях при захвате деревень Новая, Лапинская и Вильповицы миномётный расчёт Тетерина поддерживал наступающую пехоту. В его задачу входило подавление вражеских миномётов, стремившихся задержать атаку полка.
Николай Захарович, получая данные от связиста, быстро высчитывал координаты и наводил миномёт. Хотя подавили одну вражескую огневую точку, разрываться немецкие мины стали всё ближе и ближе.
- Меняем позицию! – скомандовал командир расчёта, и едва они переместились в сторону, на прежнем месте появились фонтаны разрывов.
Связист передал координаты второго вражеского миномёта. Тетерин высчитал данные, произвёл наводку, и советская мина полетела в сторону врага. Там громыхнул сильный взрыв, и в воздух взлетела тренога, ствол, ящики с боеприпасами.
Снова сменили позицию. Последний миномёт врага пытался успеть закидать их минами прежде, чем они подавят и его. Но расчёт Тетерина действовал быстро, и третий миномёт немцев был уничтожен. Это очень помогло наступающему полку. Весь расчёт был представлен к наградам. Меткого наводчика старшего сержанта Николая Тетерина представили к медали «За отвагу», но получить её он не успел.
26 февраля 1944 года Николай Захарович погиб в бою, освобождая хутор в одном из районов Эстонии. Однако калачинские путейцы помнят имя отважного воина и благодарят его за мирное небо над головой.
Храбр и решителен
в бою

На войне Николаю Ивановичу была доверена ответственная работа – организовывать транспортировку необходимых грузов для своего полка. Главное было доставлять на передовую боеприпасы, питание для солдат и другое имущество.
Уроженец села Львовка Калачинской района Николай Алференко имел опыт службы в Красной Армии. Его призывали ещё в 1928 году, и он отслужил положенные два года. А в 1932 году ещё и прошёл переподготовку.
С началом Великой Отечественной войны Николай Иванович продолжал работать в народном хозяйстве, был мобилизован только в 1942 году. Алференко окончил офицерские курсы и был направлен во вновь формируемую 279-ю стрелковую дивизию, в Горьковскую область. Сельского жителя, не понаслышке знакомого с лошадьми, определили командиром транспортной роты 1003-го стрелкового полка. По штату в ней полагалось больше 100 офицеров, сержантов и солдат, 86 конных повозок и две полевые кухни. В реальности в первую очередь всегда комплектовали боевые части, а обслуживающие подразделения чаще всего имели некомплект. При этом задачи перед ними стояли большие, и, чтобы их выполнять, приходилось прилагать немало усилий и простым солдатам, и их командирам.
В сентябре 1942 года дивизию направили на Калининский фронт, где она в составе 43-й армии вела бои на озере Сапшо, а в декабре того же года помогала вызволять из окружения корпус генерала Соломатина. В январе 1943 года дивизию перебросили на Сталинградское направление. Соединение отражало попытку войск Манштейна пробиться к окружённой армии Паулюса.
В феврале того же года полк, где служил Николай Алференко, освобождал Ворошиловград (ныне Луганск). В самые трудные минуты боя, когда заканчивались патроны и снаряды, бойцы слышали среди разрывов, как спешат к ним сани со столь необходимыми боеприпасами. Командир роты строго следил за тем, чтобы всё быстро разгружалось, и тут же уводил повозки и людей прочь, стараясь, чтобы они не попадали под обстрел. Николай Иванович любил лошадей и заботился о них. Это даже отметили в представлении его к награде – медали «За отвагу». А ещё там написали, что лейтенант Алференко «в боевых условиях лично храбр, настойчив и решителен». Так на груди у командира роты засияла его первая награда.
Затем дивизия очищала от фашистов Донбасс и особенно отличилась в боях под городом Лисичанском, за что получила почётное наименование Лисичанская. Николая Ивановича за эти трудные бои наградили орденом Красной Звезды. Этой боевой награды он удостоен за то, что «не располагая достаточными транспортными средствами, удачно организовал поэтапную переброску грузов и сумел бесперебойно снабжать боевые подразделения, не отставая от марша».
Кроме этого, старший лейтенант Алференко за время наступательных действий полка реквизировал трофейные повозки и лошадей и обеспечил с их помощью свой полк всем необходимым. Ещё в представлении говорилось, что в тяжёлые минуты он лично доставлял боеприпасы в самые горячие участки боя, увлекая за собой своих подчинённых. Так что боевой орден получил по праву.
Вместе со своей дивизией Алференко освобождал Украину и Крым, а закончил войну в Прибалтике, в боях по разгрому Курляндской группировки гитлеровцев.
Демобилизовался Николай Иванович в марте 1946 года. С 1 мая 1947 года трудился в Калачинской дистанции пути. Офицеру-фронтовику доверили должность дорожного мастера. Он проработал в дистанции свыше 20 лет.
Просмотров: 104 | Комментарии (0)